Родился я 7 января1947 года, почитай 75 лет назад. В Рождество. Помню, накануне моего девятнадцатилетия в город приехала мама. Остановилась у своего старшего брата, как всегда, понавезла всякой вкуснятины. Вечером пили чай и допоздна проговорили. Мама заметила:
- У тебя, сынок, завтра "день варенья". А какие у тебя планы?
- Мне осталось последний зачет по слесарному делу сдать. К обеду вернусь.
- Ты уж, сынок, не задерживайся. Я булочек настряпаю.
Зачет по слесарке считал легким, так как еще на прошлом занятии закончил работать со своим заданием - гаечным ключом. Несколько занятий на это ушло. Ключ до зеркального блеска отшлифовал, подогнал под точные размеры.
"Ну, теперь мастер не глядя примет, - думаю. - Любо - дорого поглядеть".
Да где там! Мастер на последнем занятии отсутствовал - на кафедре было заседание. Я не стал его дожидаться, маму надо было на автовокзале встречать.
"Сдам завтра", - решил я.
А с зачетом оказалось все не так просто, кто - то вскрыл мою тумбочку и ключ забрал... Я не мог глазам своим поверить! Перерыл содержимое тумбочки на несколько раз. Нет ключа! "Видимо, кто - то зачет за мой ключ уже получил", - расстроился я.
Подошел к мастеру, пытаюсь объяснить ситуацию, но он не стал и слушать меня, а молча вручил новую заготовку - железную болванку. Спорить было бессмысленно, как - никак, мастер.
...Так что сдать свой ключ удалось только часов в десять вечера... Мастер домой не торопился, с молоденьким преподавателем играл в шахматы и курил папиросу за папиросой. Всякий раз, оценивая изделие, находил новый дефект: то царапину, то заусеницу.
Сложилось мнение, что это доставляло ему огромное удовольствие. Да и скучно было, наверно.
- Я из тебя, паря, сделаю настоящего инженера! - всякий раз говорил он, осматривая ключ.
"Специально изгаляется!" - злился я, но возвращался к верстаку и снова пилил, шабрил, измерял, притирал... Пот катил градом. Отступать мне было некуда - через пять дней начиналась зимняя сессия. Недопуск к сессии был чреват многими последствиями. Даже в столовую не пошел днем.
Мастер, надо полагать, большой любитель шахмат, но, видимо, наигрался.
- Ну, как дела? - спрашивает. Вижу, свое пальто с вешалки снимает.
- Стараюсь...
- Ладно уж... - промолвил он. Давай, паря, зачетку.
Выплюнул папиросу. Не глядя на ключ, расписался в зачетке.
- Для твоей же пользы это, - сказал мастер и, нахлобучив шапку, пошел к выходу.
...А мама в тот день места себе не находила. Все плохое передумала. Хотела в милицию уже звонить. Вот было радости, когда появился на пороге! Около двенадцати ночи на торте зажгли девятнадцать маленьких свечей.
Прошло много лет. Однажды встретил его в трамвае. Постарел. На пенсии.
Поздоровались.
- Где работаешь, паря? -поинтересовался он.
- Главным инженером в областной организации, - отвечаю
- Почитай, на пользу и мой труд мастера сгодился, - хихикнул он, явно намекая на случай с гаечным ключом.- Небось, обижаешься на меня?
- Я не обидчивый. Жалко, что день рождения за верстаком пропарился....
- День рождения? Это ты всерьез? - не поверил он.
Я лишь улыбнулся.
- Чудной какой - то ты, паря. Почему не сказал мне? - сильно смутился он и сошел на следующей остановке...
А я ведь на него уже нисколько не был зол, скорее наоборот – благодарен. Частенько эту историю вспоминал по жизни... , Если разобраться, инженеров - то готовят не только профессора, но и такие вот мастера.